Хореография (pdf.io)

1

Содержание

1. Пояснительная записка …………...……………………………...…34
2. Цели и задачи, обеспечивающие достижение заявленных целей,
педагогические принципы ………………………………………….4-5
3. Содержание занятий по Программе……………………………….5-7
4.

Психолого-физиологические особенности детей дошкольного
возраста…………………………………………………..……..……7-10

5. Объём образовательной нагрузки………………...……………..10-12
6. Учебно-тематическое планирование……………………………12-26
7. Планируемые результаты реализации Программы. Оценочные
материалы…………………………………………………………….. 27
8. Организационно-педагогические

условия

реализации

Программы…………………………………………………......……...28
9. Методические материалы……………………………………...…29-30
10.Сведения о разработчиках……………………………………..…….31
11.Приложение………………………………………………………...32-34

2

1. Пояснительная записка

Танец – это яркое, красочное творение народа, являющееся
эмоциональным, художественным

отображением

его

жизни. Танец

воплощает в себе творческую фантазию народа и глубину его чувств.
Занятия хореографическим искусством, создавая

благоприятные

условия для психического, физического и эстетического развития, для
развития творческих способностей дошкольников, формируют их фигуру,
развивает

физическую

силу, выносливость, ловкость, внимание и

трудолюбие. Занятия хореографией способствуют формированию общей
эстетической и танцевальной культуры, а развитие танцевальных и
музыкальных способностей помогает успешному и тонкому восприятию
профессионального хореографического искусства и, в конечном итоге,
более полному восприятию картины окружающего мира.
Программа «Первые шаги в страну «Хореография» представляет
собой первую (начальную) ступень в обучении детей дошкольного
возраста искусству хореографии и рассчитана на три года. В дальнейшем,
обучающиеся, проявившие интерес и желание развивать свои способности
к

танцу,

могут

продолжить

свое

обучение

по

программе

«Хореографическое развитие детей» (дополнительное образование для
детей 7-16 лет), плавно перейдя в подготовительные группы ансамбля.
Целью программы является – пробуждение интереса и выявление
способностей детей к танцу через начальное музыкально-ритмическое
развитие.
Достижение цели осуществляется в ходе решения следующих задач:


сформировать

необходимые двигательные навыки у детей

дошкольного возраста;

3

развить музыкальность, умение связывать музыку с движением;



развить

опорно-двигательный

аппарат,

помочь

исправить

нарушения осанки;


сформировать элементарные навыки взаимодействия и общения в

хореографической группе;


развить артистические данные;



сформировать позитивное отношение к работе на сцене.
2. Цели и задачи.
Цель и задачи программы реализуются в процессе обучения по

следующим модулям:


Модуль

«Азбука

танца,

танцевальные

образы

и

этюды»,

предполагающий знакомство дошкольников с основными танцевальными
движениями и способствующий развитию образного восприятия и
творческой активности обучающихся;


Модуль «Ритмика», предполагающий знакомство дошкольников с

основными музыкальными понятиями, способствующий формированию
основных музыкально-ритмических навыков, навыков выразительности
движения и ориентации в пространстве;


Модуль «Хореографическая пластика и партерная гимнастика»,

дающий дошкольникам основные сведения об анатомическом строении
человеческого тела и работе мышц, способствующий развитию мышечных
ощущений, выразительности мимики лица, укреплению всех групп мышц;


Модуль «Постановка хореографических номеров», предполагающий

знакомство на практике с такими понятиями как «сценическая площадка»,
«сценическая одежда», «оборудование сцены», репетиции и выступления
на сцене, обучение основным правилам культуры поведения на сцене,
приемам психологического настроя на выступление, адекватной оценки-

4

самоанализа своей деятельности, а также

разучивание танцевального

текста и композиции номеров.



Модуль

«Классический

танец»,

дающий

дошкольникам

первоначальные сведения из истории возникновения классического танца,
о его основных принципах, предполагающий знакомство с терминологией
классического

экзерсиса,

особенностями

постановки

корпуса,

танцевальными комбинациями для рук; сюда включены упражнения на
развитие

танцевального

шага

и

подготовительные

упражнения

классического экзерсиса на середине.



Модуль

терминологией

«Народный

танец»,

народного

танца,

предполагающий
характерными

знакомство

чертами

с

русских

хороводов и плясок, особенностями позиций рук и ног.

3. Содержание занятий по Программе
Такое построение программы является результатом обобщения
многолетнего опыта работы и основывается на особенностях детей данной
возрастной категории.
Известно, что для маленьких детей является проблемой ориентация в
пространстве, определение правой или левой ноги. Движения детей этого
возраста часто беспорядочны и хаотичны. Одной из первых задач,
следовательно, является раскрытие красоты и логики простейшего
движения вообще и танцевальных движений в частности. Постепенно
воспитанники получают навыки организованных движений, осознают их
закономерный

характер

и

научаются

управлять

ими.

Большое

организующее значение принадлежит музыке, поэтому на первом этапе
обучения

первоочередной

задачей

является

приобретение

детьми

координации слуховых и двигательных навыков. В процессе занятий
двигательное чувство совершенствуется, и движения приводятся в
5

соответствие с музыкальным сопровождением. Важным вопросом в
обучении детей дошкольного возраста является формирование красивой
осанки. Знание динамической анатомии, правил постановки корпуса,
понимание физической и эстетической структуры каждого движения
позволяют педагогам справиться с этой задачей.

Большое организующее

значение принадлежит музыке, поэтому на первом этапе обучения
первоочередной задачей является приобретение детьми координации
слуховых и двигательных навыков. В процессе занятий двигательное
чувство совершенствуется, и движения приводятся в соответствие с
музыкальным сопровождением.
Программа построена таким образом, что введение изучаемых
модулей происходит постепенно по мере взросления обучающихся,
начиная с трех первых блоков в 1-ый год обучения и заканчивая шестью
блоками на 3 году обучения, где совершенствуется материал основ
хореографической пластики, вводится основа классического танца,
начинаются занятия народным танцем (распределение блоков по годам
обучения см. ниже); при этом материал, изученный в предыдущий год, в
последующем повторяется, углубляется и расширяется. Особенностью
проведения занятий в группах начальной хореографической подготовки
дошкольников является также то, что содержание предлагаемого материала
не имеет четких границ. На занятии сочетаются все виды деятельности:
танцевальная азбука, ритмика, партерная гимнастика. В дальнейшем
добавляется постановка хореографических номеров, классический и
народный танцы. На каждом занятии умело сочетается материал из всех
блоков, причем темы чередуются не механически, а соединяются
органично и пронизаны единым педагогическим замыслом.
На одном занятии может идти изучение элементов классического и
народного

танцев,

одновременно

идет

музыкальное

развитие

и

музыкальное воспитание, решаются вопросы всестороннего развития
6

обучающихся.

В

связи

с

этим,

занятия

в

группах

начальной

хореографической подготовки проходят в интегрированной форме,
объединяющей теоретический материал и практику. Это объясняется тем,
что введение теоретических понятий через практику способствует
лучшему усвоению материала.
4. Психолого-физиологические особенности детей дошкольного
возраста
Отличительной чертой детей дошкольного возраста является их
эмоциональность и открытость, послушание и

исполнительность.

Дошкольники легко «загораются» новыми идеями, однако при трудностях
быстро остывают. Безграничное доверие к взрослым делает этот возраст
благодатным для воспитания ребенка как личности.

Учитывая это,

педагог должен осознавать большую ответственность за каждое свое слово,
суждение, действие. Педагог должен быть мастером радости. Ему
необходимо помнить, что перед ним дети, и, следовательно, игра для них
является ведущим и основным видом деятельности. Поэтому актерский
нерв, острота взгляда, внимание и любовь к своему делу и воспитанникам –
залог успеха в обучении. При умелом сочетании игровой и обучающей
деятельности

занятия

хореографией

становятся

достаточно

привлекательными. Похвала, подбадривание, различные виды поощрений
просто необходимы на этапе знакомства с хореографическим искусством.
Ведь все это радует детей, и тогда они получают удовольствие от занятий.
И лишь затем, постепенно и осторожно, следует вырабатывать убеждение,
что малоприятные иногда занятия, многократная отработка одного и того
же движения крайне необходимы для дальнейшего развития, для
достижения основной цели. Сначала – выполнение движений, которые
приносят успех без каких-либо особых усилий со стороны ребенка. Затем
степень трудности упражнений должна постепенно возрастать. И только

7

потом

предлагаются

движения,

успешное

выполнение

которых

гарантируется наличием настойчивости и выраженного старания.
Формами контроля в группах начальной хореографической
подготовки являются следующие формы:
-

проведение занятия в форме просмотра работы всей группы;

-

оценка пластической выразительности, музыкальности и артистизма

исполнения;
-

проведение

открытых

занятий

для

родителей

и

педагогов

«Полюбуйтесь нами»;
-

проведение переводного урока из группы в группу «Вот и стали мы

на год взрослей»;
-

проведение итоговых занятий по классическому и народному танцам;

-

проведение открытых занятий для родителей и педагогов.
Критериями оценки результатов обучения служит освоение

комплексной программы

по годам

обучения

(см. Приложение –

мониторинг), заинтересованность воспитанников в выбранном виде
деятельности, развитие чувства ответственности и коллективизма.
Показателем развития личности в ходе освоения материала данной
программы является сформированность у обучающихся следующих
компетентностей:
Ценностно-смысловые (ценностно-ориентационные)


стремление формулировать собственные ценностные ориентиры по

отношению к изучаемой сфере деятельности (хореографии);


стремление к осуществлению индивидуальной образовательной

траектории с учетом общих норм и требований;


стремление к эффективной организации своего свободного времени;



умение работать в коллективе, ощущая себя частицей группы.

8

Общекультурные


умение действовать в каждодневных ситуациях общения со

сверстниками, взрослыми;


владение основами культурных норм и традиций;



владение

элементами

художественно-творческих

компетенций

исполнителя и зрителя.
Учебно-познавательные



умение ставить цель, пояснять ее и организовывать ее достижение;



стремление к самоанализу своей деятельности;



готовность воспринимать мир во всем его многообразии.

Коммуникативные


умение представлять себя устно;



умение представлять свой коллектив, Дворец,



владение способами совместной деятельности в группе, приемами

действий в ситуациях общения, умениями искать и находить компромиссы;
Здоровьесберегающие



позитивное отношение к своему здоровью;



знание правил личной гигиены и умение применять их.
Уровень сформированности той или иной компетентности в

результате освоения программы определяется методом педагогического
наблюдения.
Предлагаемая программа разработана педагогами образцового ансамбля
танца «Детство» Городского Дворца детского (юношеского творчества).
Ансамбль танца «Детство» действует с 1990 года и продолжает лучшие
традиции танцевального коллектива, созданного в 1937 году во Дворце
пионеров. Особенностью программы является ее направленность на
обучение азам хореографического искусства детей дошкольного возраста ,
9

более широкий спектр преподаваемых дисциплин, по сравнению с
существующими

аналогичными

программами

в

области

хореографического искусства, предназначенными для обучения детей
младшего

возраста

(например,

«Преподавание

хореографической

дисциплины «Классический танец» в непрофессиональных коллективах»
для детей 6-12 лет Арзамасцева О.Г., «Танец и дети» – хореографический
ансамбль для детей 6-12 лет» Заплатиной С.С. и Лукиной Л.В.), а также
непрерывность в обучении, которая проявляется в том, что дети,
прошедшие обучение по данной программе и успешно освоившие ее,
становятся участниками подготовительной, а затем и концертной группы
ансамбля танца «Детство».
5. Объём образовательной нагрузки
Группы 1-го года обучения комплектуются из детей 4-5 лет.
Цель – адаптация детей к новым условиям; развитие физических
возможностей организма средствами танцевального искусства.
Данная цель требует решения ряда задач:
-

дать первичные знания о танце, познакомить с основами

музыкального сопровождения;
-

укрепить все группы мышц;

-

сформировать координацию слуховых и двигательных навыков;

-

развить внутреннюю собранность, внимание;

- сформировать навык работы в коллективе.
Продолжительность занятия - 20 минут.
Количество занятий в неделю – 1.
Общее количество часов в год - 32 часа.
Курс обучения состоит из 2 блоков:


«Азбука танца, танцевальные образы и этюды» - 16 часа;



«Ритмика» - 16 часа;

10

Группы 2-го года комплектуются из детей 5-6 лет.
Цель – формирование осмысленного, вдумчивого отношения к занятиям
хореографией.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
-

расширение и углубление знаний о танце;

-

развитие музыкальности;

-

дальнейшее физическое развитие детского организма, выработка

правильной осанки;
-

дальнейшая работа над координацией слуховых и двигательных

навыков;
-

содействие

развитию

таких

качеств,

как

трудолюбие,

самокритичность, способность преодолевать свои слабости;
-

воспитание потребности в занятиях хореографией.

Продолжительность занятия - 25 минут.
Количество занятий в неделю – 2.
Общее количество часов в год - 64 часа.
Курс обучения состоит из 3 блоков:


«Азбука танца, танцевальные образы и этюды» - 24часа;



«Ритмика» - 20 часов;



«Постановка хореографических номеров» - 20 часов.

Группы 3-го года комплектуются из детей 6-7 лет.
Цель - формирование осмысленного, вдумчивого отношения к занятиям
хореографией.
Данная цель требует решения следующих задач:
- дальнейшее расширение и углубление знаний по истории и развитию
танца;
- овладение терминологией проученных движений;
- дальнейшее укрепление и развитие всех групп мышц;
- совершенствование основ хореографической пластики;
11

- овладение основами классического танца;
- знакомство с народным танцем;
- совершенствование навыка работы в коллективе.
Продолжительность занятия - 30 минут.
Количество занятий в неделю – 2.
Общее количество часов в год - 64 часа.
Курс обучения состоит из 4 блоков:


«Ритмика» - 10 часов;



«Постановка хореографических номеров» - 10 часов;



«Классический танец» - 22 часа;



«Народный танец» - 22 часа.
В основе программы лежат педагогические принципы:

-

развивающего и творческого образования и воспитания;

-

коллективной деятельности и раскрытия индивидуальности;

-

непрерывности воспитания и обучения;

-

соответствия форм обучения и воспитания возрастным и

психологическим особенностям обучающихся.
6. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Первые шаги в страну «Хореография»
Группы начальной хореографической подготовки
1-й год обучения

№

Кол-во

п/п

Название темы

часов

Модуль «Азбука танца.
Танцевальные образы и этюды»
1.
12

Танцевать могут все

1

2.

Основные движения танца

6

3.

Танцевальные образы

3

4.

Танцевальные этюды

6

В с е г о:

16
Модуль «Ритмика»

5.

От простого хлопка к притопу

4

6.

Работа над выразительностью мимики

4

7.

Ориентация в пространстве

4

8.

Музыкально-ритмические навыки и навыки
выразительного движения

4

В с е г о:

16

ИТОГО:

32

Теория и практика в процессе занятия интегрированы.

Содержание курса
Группы начальной хореографической подготовки
1-й год обучения
Модуль «Азбука танца. Танцевальные образы и этюды»
Тема 1. Танцевать могут все
Знакомство с детьми. Важность занятий для развития художественного
вкуса, эстетического и физического развития детей. Форма для занятий.
Труд – залог успеха. Правила поведения во Дворце и на занятиях.
Тема 2. Основные движения танца.
Основа танца – движение. Простейший поклон (радостное приветствие).
13

Ходы: различные виды шагов со сменой темпа, ритма, характера, с носка, с
пяточки, топающий, с высоким коленом, на полупальцах, с хлопками, с
различными положениями рук (на поясе, «полочка», за спиной).
Притопы: удар одной ногой в пол, поочередные удары правой и левой
ногой, удары подушечкой стопы, удары пяткой.
Равномерные удары по три с паузой на «4». Притопы вокруг себя на 360º.
Притопы с продвижением в сторону, вперед («по дорожке, по дорожке
топает ежик»).
Бег: в продвижении, на месте с высокими коленями; он же с
захлестыванием назад (пятки по ягодицам); он же с выбрасыванием
прямых ног вперед.
Прыжки: высоко вверх, вытягиваясь в струночку на двух ногах;
поочередно с ноги на ногу.
Выставление ноги вперед на пятку.
Приставные шаги в сторону (просто, с приседанием, с ударом).
Подскоки в продвижении, на месте. Прямой галоп.
Тема 3. Танцевальные образы.
Развитие образного восприятия: изображаем елочку, ветерок, лебедя,
воробышка, гнома, великана, часики, капельки, мячики.
Исполнение проученных движений в различных характерах.
Тема 4. Танцевальные этюды.
Прослушивание

музыкального

материала

для

этюдов.

Этюды

из

танцевальных движений: полька, веселый марш, «Топ, топ – топотушки».

14

Этюды, развивающие творческую активность: «утята», «цыплятки»,
«кошечки», «мельница», «Буратино», т.д.

Модуль «Ритмика»
Тема 5. От простого хлопка к притопу.
Хлоки: звонко, весело, тихо, мягко, ладонь о ладонь, перед собой, по
плечам, по коленям, в различном темпе и ритмическом рисунке. Понятие
«мелодия».

Темп

музыки,

ускорение,

замедление.

Музыкальное

вступление. Начало и конец музыкальной темы. Связь начала движения с
музыкальной фразой. Ритм и ритмический рисунок на хлопках. Бег и
прыжки в сочетании по принципу контраста.
Тема 6. Работа над выразительностью мимики
Образы: радостные, добрые, грустные, испуганные, страшилки, кривляки.
Работа над мимикой лица. Праздничное исполнение движений и этюдов.
Основные требования: не опускать голову, следить за осанкой, работать
над подтянутостью спины.
Тема 7. Ориентация в пространстве.
Понятия в танце: круг, линия, стайка, раскатились горошинки, змейка, круг
в круге. Построение по линиям в окошечко (шахматное). Движения: друг
за другом, гуляем по извилистой дорожке. Понятия: поворот, полуповорот,
движение вправо, влево. Умения «держать» интервал,

не сужать круг;

чувство пространства. Умение останавливаться вместе с музыкой.
Тема 8. Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительного
движения

15

Выбор движений, соответствующих темпу, ритму. Навыки импровизации
от прослушивания музыкального материала, различного по характеру.
Музыкальные загадки, сказки. Образно-игровые движения: ветерок,
солнышко, крылья лебедя, крылья цыпленка, крылья воробышка. Шаги
котенка, лисички, ежика, лошадки. Прыжки: зайчики, мячики, капельки.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Первые шаги в страну «Хореография»
Группы начальной хореографической подготовки
2-й год обучения

№

Кол-во

п/п

Название темы

часов

Модуль «Азбука танца.
Танцевальные образы и этюды»
1.

Мир хореографии

2

2.

Танцевальные образы, комбинации и этюды

10

3.

Совершенствование основных движений и элементов
танца

12

В с е г о:

24
Модуль «Ритмика»

16

4.

Ориентация в пространстве

2

5.

Эмоции в танце

4

6.

Танцевальная музыка

4

7.

Длительность, ритм, размер в музыке

2

8.

Активизация и развитие творческих способностей

8

В с е г о:

20

Модуль «Постановка хореографических номеров»
9.

Здравствуй, сцена!

1

10.

Разучивание танцевального текста и композиции
номеров

8

11.

Репетиции на сцене

9

12.

Выступления на сцене

4

В с е г о:

20

ИТОГО:

64

Теория и практика в процессе занятия интегрированы.
Содержание курса
Группы начальной хореографической подготовки
2-й год обучения
Модуль «Азбука танца. Танцевальные образы и этюды»
Тема 1. Мир хореогрефии.
Танец – прекрасный вид искусства. Истоки танца. Как через трудолюбие
добиваться

возможного для своего возраста мастерства. Развитие

внутренней собранности и способности к волевым усилиям посредством
систематических занятий.
Тема 2. Совершенствование основных движений и элементов танца.
Название основных движений танца, происхождение названия.
Ходы:

различные виды шагов с одновременной работой рук, корпуса,

головы.
Галоп – по кругу (боковой), в сочетании с притопом, хлопками.
17

Элементы русского танца – ковырялочка: просто и с притопом; с
пружинкой: приставные шаги, переменные шаги. Положения партнеров в
паре.
Полька по YI позиции (три шага, подскок). Хлопки как ритмический
рисунок и как элемент мальчиковой хлопушки. Подготовка к присядкам
для мальчиков – «мячик», «стульчик». Подскоки на месте и в
продвижении.

Соединение

танцевальных

элементов

в

небольшие

комбинации (соло, в парах, по кругу), логические цепочки, танцевальные
этюды.
Тема 3. Танцевальные образы, комбинации и этюды.
Парные, массовые комбинации и этюды – создаем образ, развиваем
внимание и фантазию. Танцевальные комбинации и этюды на технику и
координацию:

«Дебют»,

«Полька-экзерсис»,

«Котики»,

«Оранжевая

полька», «Гномы-Великаны», «Бабочки», «Буратино», «Кот Леопольд»,
«Курочка и цыплятки».
Модуль «Ритмика»
Тема 4. Ориентация в пространстве.
Передвижение в различных рисунках по одному, в паре. Перестроения из
кругового рисунка в линейный и наоборот. Объемность рисунка и его
выразительность. Новые рисунки: змейка, воротца. Различие правой, левой
ноги, руки, плеча. Повороты вправо, влево.
Тема 5. Эмоции в танце.
Дальнейшее

развитие

эмоциональной

сферы

детей

средствами

хореографии. «Актерская пятиминутка»: кричалки, плакалки, удивлялки и
т.д. – прием образного показа, прием контрастных эмоциональных

18

состояний. Работа над лицом – открытость взгляда, приветливая улыбка.
«Зажигаемся», как «лампочка улыбкой».
Тема 6. Танцевальная музыка.
Особенности танцевальных жанров: марша, галопа. Прослушивание и
анализ танцевальной музыки, воспроизведение в движениях галопа, марша.
Музыка «дает команды» движению, а движение раскрывает музыку.
Тема 7. Длительность, ритм, размер в музыке.
Понятие о длительности, ритме и размере в музыкальном произведении.
Умение воспроизводить на хлопках и шагах разнообразные ритмические
рисунки, определять размер. Танцевальные этюды в разном характере и
ритме.
Тема 8. Активизация и развитие творческих способностей.
Прослушивание музыки для создания пластического ритмического,
танцевального образа. Импровизации – каждый сам по себе. Развиваем
инициативность, активность и творческий поиск.
Модуль «Постановка хореографических номеров»
Тема 9. Здравствуй, сцена!
Сценическая площадка, сценическая одежда и оборудование сцены.
Культура поведения на сцене. Прием психологического настроя на
выступление. Прием адекватной оценки-самоанализа своей деятельности.
Разучивание выхода и ухода на выступлениях.
Тема 10. Разучивание танцевального текста и композиции номеров.
Разучивание

движений

и

комбинаций,

закрепление

через

прием

многократных повторений. Танцевальные номера: «Котята», «Дебют»,
«Веселый марш».
19

Тема 21. Репетиции на сцене.
Важность и необходимость репетиций на сцене. Распределение танцующих
на сцене. Выход на определенные позиции на сцене. Отработка рисунков и
техники исполнения.
Тема 22. Выступления на сцене.
Выступления на концерте для родителей.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Первые шаги в страну «Хореография»
Группы начальной хореографической подготовки
3-й год обучения

№

Кол-во

п/п

Название темы

часов

Модуль «Ритмика»
1.

Музыкально-ритмические упражнения на освоение
музыкально-ритмических навыков и навыков
выразительного движения

2

2.

Ориентация в пространстве

2

3.

Акценты, паузы в музыке

2

4.

Танцевальная музыка

2

5.

Активизация и развитие творческих способностей,
танцевальной импровизации

2

В с е г о:

10

Модуль «Постановка хореографических номеров»
6.

20

Постановка и репетиции новых хореографических
композиций

5

7.

Сценические репетиции и концертные выступления

5

В с е г о:

10
Модуль «Классический танец»

8.

Знакомство с классическим танцем

1

9.

Постановка корпуса в классическом танце

2

10.

Подготовительные упражнения и танцевальные
комбинации для рук

3

11.

Упражнения на развитие танцевального шага и
растяжки

2

12.

Allegro

2

13.

Подготовительные упражнения и экзерсис на середине

2

14.

Упражнения и танцевальные комбинации по диагонали

6

15.

Открытый урок

1

В с е г о:

22
Модуль «Народный танец»

16.

Образность терминологии народного танца

2

17.

Позиции рук и ног в народном танце

4

18.

Разнообразие и характерные черты русских хороводов и
плясок

4

19.

Подготовка мальчиков к движениями на “низах” и
вращениям

6

20.

Подготовка к исполнительской технике и вращением у
девочек

6

В с е г о:

22

ИТОГО:

64

Теория и практика в процессе занятия интегрированы.
21

Содержание курса
Группы начальной хореографической подготовки
3-й год обучения
Модуль «Азбука танца. Танцевальные образы и этюды»
Модуль «Ритмика»
Тема 1. Музыкально-ритмические упражнения на освоение музыкальноритмических навыков и навыков выразительного движения.
Строение музыкального произведения. Понятия: часть, музыкальная фраза,
затакт. Умение менять движения в зависимости от смены узыкальных
частей.

Основной

метроритмический

рисунок

музыки

–

ключ

в

пластическом решении движений. Прием воспроизведения метроритма
музыки в хлопках, притопах, танцевальных движениях.
Тема 2. Ориентация в пространстве.
Продвижение в различных рисунках. Использование всего разнообразия
композиционного рисунка в различных видах деятельности. Развитие
способности самостоятельного выбора рисунка и умения самостоятельно
разводить любой рисунок. Знакомство с новыми рисунками: “Спираль”,
“Улитка”, “Диагональ”. Повороты “дощечкой” в паре, тройками. Сужение
и расширение круна. Первые, вторые и третьи линии репетиционного зала.
Тема 3. Акценты, паузы в музыке.
Понятие об акцентах и паузах. Умение воспроизводить на хлопках и шагах
музыкальные акценты и паузы. Танцевальные этюды на беге, прыжках с
акцентами и паузами. Органическая связь музыки и движения – пример
перевода языка звуков на язык движения.
Тема 4. Танцевальная музыка.

22

Особенности танцевальных жанров: вальс, полька, полонез, русский
хоровод, русская пляска. Слушание и анализ танцевальной музыки.
Умение воспроизводить в движениях вальс, польку, полонез. Музыкальные
загадки.
Тема 5. Активизация и развитие творческих способностей, танцевальной
импровизации.
Прослушивание музыки с целью создания пластического, ритмического,
танцевального образа. Импровизация в паре, отдельно мальчики, отдельно
девочки. Упражнения “пальма”, “стирка”. Сочинение сюжета, решение
хореографического образа: “Ежик резиновый”, “Сороконожка” и т.д.
Модуль «Постановка хореографических номеров»
Тема 6. Здравствуй, сцена!
Продолжаем знакомиться со сценой. Сцена – живой театральный организм.
Основы сценической культуры. Важность повторов в ограниченном
пространстве, выработка волевых качеств личности.
Тема 7. Постановка и репетиции новых хореографических композиций.
“Родина моя” – партия начинающих. Характеристика манеры исполнения.
Разучивание лексики танца. Разучивание рисунка танца. Работа над
техникой исполнения.
Тема 8. Сценические репетиции и концертные выступления.
Актерское мастерство и танцевальная выразительность. Репетиции и
концерт “Посвящение в кружковцы”. Репетиции и концерт для мам.
Репетиции участия в отчетном концерте ансамбля.

23

Модуль «Классический танец»
Тема 9. Знакомство с классическим танцем.
Основные принципы классического танца. Когда и где он зародился.
Терминология классического экзерсиса.
Тема 10. Постановка корпуса в классическом танце.
Устойчивость. Постановка корпуса по свободной 1 позиции.
Тема 11. Подготовительные упражнения и танцевальные комбинации для
рук.
Пластичность рук как средство окраски и выразительности движений.
Подготовительные упражнения для подготовительного положения, 1, 2, 3
позиций. Подготовительные port de bras. Танцевальные комбинации для
рук.
Тема 12. Упражнения на развитие танцевального шага и растяжки.
Развитие

танцевального

шага

–

одно

из

основных

требований

классического танца. Поперечный шпагат и наклоны корпуса. Черепашка.
Шпагаты на правую и левую ногу с наклонами корпуса.
Тема 13. Allegro.
Вырабатываем силу ног на простейших прыжках и их сочетаниях:
-

прыжки по 6 позиции

-

маленькие “разножки”

-

“разножки” с затяжкой

-

“крестики-нолики”

-

комбинации на сочетание прыжков.

24

Тема 28. Подготовительные упражнения классического экзерсиса на
середине.
-

подъем на полупальцы

-

demu и grand plie по 6 позиции

-

battement tendu по 1 естественной позиции вперед, руки по 2 позиции

-

battement tendu jete по 1 естественной позиции вперед.

Тема 14. Упражнения и танцевальные комбинации по диагонали.
Правая и левая диагонали:
- “солдатики” – 4 марша, полупальцы
- “солдатики на параде”
- шаги на полупальцах
- подскоки по диагонали
Тема 15. Открытый урок.
Показ результатов. Проведение мониторинга.
Модуль «Народный танец»
Тема 16. Образность терминологии народного танца.
Все народы танцуют в радости, в печали, в восторге. Образность названий
народных движений: “ковырялочка”, “дробь”, “моталочка”, “молоточек”,
“гармошка” и др.
Тема 17. Позиции рук и ног в народном танце.

25

Отличие позиций рук и ног в народном танце от классических позиций.
Пор-де-бра в характере русского танца. Повороты и наклоны головы.
Раскрывание и закрывание рук:
- одной рукой
- двумя руками
- поочередное раскрывание и закрывание рук.
Тема 18. Разнообразие и характерные черты русских хороводов и плясок.
1.

Положение рук ладонями с кулачками на талии, руки скрещены на

груди (девочки), обе руки открыты в стороны.
2.

Положения рук в парах: держась за одну руку, за две руки, по руку,

“воротца”.
3.

Движения рук: раскрывание рук в сторону и закрывание на талию,

взмахи с платочком, хлопки в ладоши.
4.

Ходы и движения: бытовой шаг, переменный ход, шаг на каблук,

“припадание”, поклон, подготовка к веревочке, припляс (балансе).
Присядка – “мячик”.
Тема 19. Подготовка мальчиков к движениям на “низах” и к вращениям.
“Мячики” в различных комбинациях. Разучивание движенгия головы во
время поворота. Повороты вокруг себя на приставных шагах.
Тема 20. Подготовка к исполнительской технике и вращениям девочек.
Подготовка к дробным движениям. Движение головы во время поворота.
Очарование девочки в русском танце.
Тема 21. Разучивание танцевальных этюдов.
“Россия”, “Родина моя”, “Матрешки”.
26

7. Планируемые результаты. Оценочные материалы
Выпускники групп начальной хореографической подготовки должны:
Предметно-информационная составляющая
- понимать взаимосвязь танца и музыки;
- владеть терминологией партерного экзерсиса;
- понимать названия основных танцевальных движений и элементов;
- знать правила гигиены тела, тренировочной одежды;
Деятельностно-коммуникативная составляющая
- различать музыкальные размеры, ритмы;
- определять основные рисунки, направления в танце;
- исполнять этюды, танцевальные комбинации и танцы;
- исполнять упражнения партерного экзерсиса;
- красиво и верно исполнять танцевальные элементы;
- быстро и четко реагировать на замечания педагога;
- координировать свои движения;
- самостоятельно импровизировать;
Ценностно-ориентационная составляющая
- работать в коллективе, ощущая себя частицей группы;
- позитивно относится к своему здоровью;
- понимать необходимость эффективной организации свободного времени;
- владеть способами взаимодействия со сверстниками в группе и
взрослыми людьми;
- воспринимать окружающую действительность во всем ее разнообразии;
- стремиться к дальнейшему развитию своих способностей.
Оценочные материалы см. приложение №2.

27

8. Организационно-педагогические условия
Перечень учебно-методического обеспечения
1.

Хореографический класс с зеркальным оформлением стен и

станками
2.

Нотно-методическая литература

3.

Учебники, методические пособия по всем разделам

хореографической деятельности
4.

Видеотека.

5.

Видеокамера

6.

Фотоаппарат

7.

Альбомы фотографий

8.

Аудиокассеты, СД, МД

9.

Аппаратура для озвучивания занятий: магнитофон, музыкальный

центр, моноблок
10.

Костюмы для концертной программы

11.

Фортепиано

28

9. Методические материалы
1.

Баева И.А. Психология в понятиях, образах, переживаниях. – М.:

Центр гуманитарного образования, 1996.
2.

Базаров Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. – Л.: Искусство.

Ленинградское отделение, 1983.
3.

Балет: Энциклопедия, - М.: Советская энциклопедия, 1981.

4.

Бриске И.Э. Ритмика и танец. – Челябинск, 1993.

5.

Боголюбская

А.С.

Учебно-воспитательная

работа

в

детских

самодеятельных хореографических коллективах. – М., 1982.
6.

Бурменский Г.В., Слуцкий В.М., Одаренные дети. – М.: Прогресс,

1991.
7.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –

Спб.: Союз, 1997.
8.

Гваттерини М. Учимся танцевать. Азбука балета. – М., 2001.

9.

Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М.:

Искусство, 1964.
10.

Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Академия, 1996.

11.

Климов А.А. Основы русского народного танца. – М.: Искусство,

1981.
12.

Князева О. Танцы Урала. – Свердловск, 1962.

13.

Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. – Л.:

Искусство, 1986.
14.

Котельникова Е.Г. Биомеханика хореографических упражнений. – Л.:

ЛГИК, 1980.
15.

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М, 2001.

16.

Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе

дополнительного образования. – М., 2002.
17.

Нарская

Т.Б.

Воспитание

хореографии. – Челябинск, 1993.
29

творческой

личности

средствами

18.

Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС,

1999.
19.

Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. – М.:

Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2003.

30

10.Сведения о разработчиках
Гуслева Алина Григорьевна
Балетмейстер, педагог-хореограф ансамбля танца «Детство» Городского
Дворца детского (юношеского) творчества.
УРГУ, 1974, искусствовед.
ЛОКПУ,

1965,

руководитель

самодеятельного

хореографического

коллектива.
Педагогический стаж - 40 лет.
Высшая

квалификационная

категория

педагога

дополнительного

образования.
Знак Министерства Культуры СССР «За отличную работу» (от 11.03.83).
Домашний адрес: г. Екатеринбург, ул.Куйбышева, 86/1, кв.67.
Телефон: 254-58-15, 261-32-22.

Петрашень Олеся Евгеньевна
Педагог дополнительного образования по народному танцу
Городского Дворца детского (юношеского) творчества.
Волгоградский филиал Самарской академии культуры и искусств, 1999 г.,
хореограф-балетмейстер, преподаватель хореографических дисциплин.
Педагогический стаж – 11 лет.
Высшая

квалификационная

образования.

31

категория

педагога

дополнительного

11.Приложения

32

Приложение 1.
Примерный репертуар групп начальной хореографической подготовки
Развернутые этюды
«Грибочки»
«Зайчики»
«Давай дружить»
«Котята»
«Солнышко улыбнулось»
«Веселые цыплята»
«Мельница»
«Утята»
«Буратино»
«Куклы»
33

«Полька-считалка»
«Дебют»
«Почемучки»

Приложение 2
Мониторинг развития ребенка
в процессе реализации образовательной программы
«Первые шаги в страну «Хореография»
_____________________________________________
педагог
ребенок, год обучения

№

критерии

Основы хореографической пластики
Сила
Растянутость
34

уровень

Гибкость
Усвоение танцевальных движений
Хореографическая память
Исполнительское мастерство
Работоспособность
Музыкальность

Уровень достижений:
Н – низкий
Д – достаточный
В - высокий
РВ – расширенно высокий

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».