08.12.2020
«Весенний луг»
Цель: расширять представление детей о
разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать
бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых.
Предварительная работа: знакомства детей с миром насекомых,
просмотр мультика «муравьишка хвастунишка», рисование и лепка насекомых.
Методика проведения
Дети сидят на стульчиках (полукругом).
Под стульчиками лежат картинки, перевернутая изображением вниз (на картинках изображены:
бабочки, муравьи, пчелы) у каждого ребенка свое насекомое.
Воспитатель предлагает отгадать загадку:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка) выставляю
картинку на доску.
Воспитатель : Как вы думаете, почему бабочку
можно спутать с цветком? (обобщаю ответы детей) У бабочки очень красивые крылышки, поэтому она
похожа на цветок. Бабочки бывают разных цветов, большие и маленькие. Где живут
бабочки? (обобщаю ответы детей) выставляю картинку на доску.
Послушайте еще одну загадку:
Хлопотлива и смела
Медоносная …….( пчела) выставляю
картинку на доску.
Воспитатель: Какого цвета пчела? (обобщаю ответы
детей) Туловище пчелы полосатое – с
желтыми и черными полосками. А какого цвета крылья? (обобщаю ответы детей) Крылья у пчелы прозрачные, сложенные вдоль
тела. В полете она расправляет крылья в стороны. Пчелы добывают нектар с цветов
с помощью тоненького хоботка. Как вы пьете из соломинки сок, так и пчелки через
хоботок сосут нектар с цветов. (показываю хоботок у пчелы) Затем несут его в
свой домик. Где живут пчелы? (обобщаю
ответы детей) выставляю картинку на доску.
Улей – это небольшой домик, который человек делает для пчел. Там живут много пчелок, они перерабатывают
нектар в мёд. Провести физкультминутку.
Послушайте еще одну загадку:
Погляди на молодцов:
Веселы и бойки.
Волокут со всех концов
Материал для стройки.
Без работы, хоть убей,
Жить не может ….. (муравей) выставляю
картинку на доску.
Воспитатель: Чем муравей отличается от пчелы?
(обобщаю ответы детей) Муравей черного цвета. У него нет крыльев. Муравей очень
быстр ползает. Муравьи живут большими группами, дружно и слаженно работают –
строят свой домик из маленьких веток и хвоинок. А вы знаете как называется
домик муравьев? (ответы детей) Правильно домик муравьев называется «муравейник».
Выставляю картинку на доску.
Воспитатель: Ребята как можно назвать одним словам
бабочку, пчелу и муравья? (ответы детей) Правильно бабочка, пчела и муравей – это насекомые.
Достаньте картинки, которые лежат у
вас под стулом, рассмотрите кто у вас. Давайте
разнесем насекомых по их
домишкам. Раз, два, три унеси!
Про занятия насекомых рассказала.
Воспитатель: Дети что это? (звучит музыка, звуки природы)
Нас приглашает в гости наш луг.
Давайте тихонечко подойдём и понаблюдаем за другими насекомыми. Как много
здесь цветов и разных насекомых, как много звуков они издают.
Все насекомые в природе нужны, каждый
делает свое дело. Давайте понаблюдаем за их жизнью, но так чтобы не мешать им.
Давайте рассмотрим их поближе? Чтобы найти насекомых, нужно двигается медленно
и бесшумно, а наблюдать тихо чтобы не распугать. Искать нужно осторожно многие
из них зеленого цвета и отыскать их в траве трудно. Ребята давайте внимательно
посмотрим, каких насекомых вы здесь видите?
Я беру стрекозу.
Воспитатель: Кто это? (ответы детей) Это насекомое называется
стрекоза. Давайте ее внимательно рассмотрим. Какие крылья у стрекозы? (обобщаю
ответы детей) У стрекозы тонкие прозрачные крылья. На крылышках много прожилок.
Стрекоза может очень быстро летать. Даже когда стрекоза отдыхает, ее крылышки
распростерты в стороны. Ребята сколько крыльев у стрекозы? (ответы детей) Правильно у стрекозы четыре
крылышка, а еще у нее есть голова, грудь, брюшко. К грудке крепятся шесть
ножек. (сопровождается рассказ показом) Ножками стрекоза цепляется за растения,
когда отдыхает. На голове расположены глаза, усики и рот (челюсти с
пилообразными зубками). Стрекозы чаще всего летают у водоемов. Помещаю стрекозу
у водоёма.
Воспитатель: Беру кузнечика. Почему мы не сразу
увидели в траве кузнечиков? (ответы детей) Конечно, он зеленого цвета, словно
травинка, и поэтому его не сразу заметишь в траве. Кузнечик может далеко
прыгать, потому что у него есть очень сильные две задние ноги.(показываю) У
некоторых кузнечиков есть крылья, а у
других нет. Посмотрите внимательно, у этого есть крылья? (ответы детей) А какие звуки издает кузнечик?
Кузнечик стрекочет. Давайте вернем кузнечиков на место.
Воспитатель: Ну а кто это вы всё знаете. Эта божья коровка красного цвета, а еще
бывают желтые и даже черные, у всех божиих коровок есть точки. Еще у нее есть
крылья, одни – жесткие, а другие – мягкие, прозрачные. Мягкие находятся под
твердыми крыльями. Говорят, что если божья коровка сядет на ладонь, это
принесет удачу.
Воспитатель: Ребята давайте вспомним
заклички про божью коровку.
Божья коровка, Божья
коровка!
Улети на небо, Полети на облачко!
Там твои детки Сухо будет –
полечу!
Кушают конфетки, Сыро будет –
посижу!
Всем по одной,
А тебе ни одной!
Молодцы ребята.
Воспитатель:
Теперь внимательно посмотрите и
скажите, что общего есть у всех насекомых? Правильно у всех насекомых есть
голова, грудь, брюшко и шесть ног. На голове есть глаза, усы и рот. Чем
насекомые отличаются друг от друга? (ответы детей) у одних насекомых есть
крылья, а у других нет. Они все разного цвета и величины. У всех насекомых
разные глаза, усы и рот. Какие удивительные и разные бывают насекомые!
Воспитатель: Ребята давайте поиграем в игру «На
полянку шли, насекомых нашли».
Дети становятся в круг. Идут друг за
другом и произносят: На полянку шли, насекомых нашли. Раз, два, три-движенья
бабочки покажи… (Имитируют движения бабочки)
Далее: На полянку шли, насекомых
нашли. Раз, два, три-движенья кузнечика покажи… (Имитируют движения кузнечика)
Далее: На полянку шли, насекомых
нашли. Раз, два, три-движенья муравья покажи… (Имитируют движения муравья)
И так далее.
Воспитатель: Сейчас весна, с каждым днем
становится все теплее. Пусть насекомые летают, ползают, собирают нектар.
Встретив в природе насекомых, берегите их, не мешайте им делать свои важные
дела.
Ну вот и закончилось на сегодня наше
путешествие, в следующий раз мы познакомимся с другими обитателями луга.