06.06.2019
Основные положения, определяющие профессиональную деятельность инструктора по физической культуре в МБДОУ№ 63
В современном обществе физическое развитие детей является важным направлением системы образования в целом, поскольку лишь здоровые и физически развитые дети в состояниидолжным образом усваивать полученные знания и в будущем способнызаниматься производительно-полезным трудом. Поэтому воспитание в дошкольном возрасте, как указывается в Концепции дошкольного воспитания «должно быть сверху донизу пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии»: обеспечивать приобщение ребёнка к физической культуре, к здоровому образу жизни как к фундаменту общечеловеческой культуры, обогащение физического и психического развития детей. Данная позиция целиком разделяется педагогическим коллективом МБДОУ № 63, который работает надприоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников.
Анализ работТ. В. Ахутина, В. И. Ковалько, Н. К. Смирнова, Г.М. Резера, И. Г. Резвых и др. поднимается вопрос о сохранении и укреплении здоровья с акцентом на детское развитие. Подчеркивается, что здоровье взрослого человека прямо зависит от его развития в детском и подростковом возрасте. Действительно, дети являются ценностью и надеждой общества, ибо идут на смену предыдущему поколению и станут его преемниками и продолжателями. Поэтому вопросы правильной социализации детей, их образования, сохранения здоровья и т.д. – общественно важные задачи. И проблема здоровьесбережения в системе образования приобретает национальное значение. В своё время,обобщение практического опыта подтверждают, что в настоящее время растет количество детей, имеющих проблемы в физическом здоровье и психическом развитии, постоянно увеличиваются различия в уровне физического состояния детей дошкольного возраста, вместе с тем возрастают требования к физической подготовленности будущих первоклассников, усложняются требования, предъявляемые к педагогам, организующим двигательную деятельность детей. Выявленные противоречия могут быть разрешены в плоскости определения и реализации инновационных путей оптимизации деятельности специалистов по физической культуре в системе дошкольного образования.
Рассматривая деятельность инструктора по физической культуре в ДОУ, необходимо понимать, что физическое воспитание как педагогический процесс, реализуется по законам системы, состоящей из множествавзаимосвязанных педагогических элементов, образующих в своем единстве целостность, обеспечивающую последовательные действия педагога и ребенка для достижения целей и задач физического воспитания.
Ведущей целью начального физкультурного образования является овладение дошкольниками базовыми основами двигательной деятельности, что и является основной целью работы инструктора по физической культуре в образовательном процессе ДОУ.
В детском саду с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников в период введения ФГОС ДО назрела проблема оптимизации образовательного процесса.
Для ее разрешения была инициирована и выполнена разработка программы «Растим здорового ребёнка», которая носит физкультурно-оздоровительную направленность всей психолого-педагогической работы с детьмии составляет основу части образовательной программы ДОУ, формируемой участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников.
I.Обязательная часть | Основная общеобразовательная программа дошкольного образования с использованием методического комплекта «От рождения до школы». | |||
II. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей | «Растим здорового ребенка».Компилятивная программа с авторским компонентом, разработанная специально | |||
«Физическая культура дошкольникам» Л.Д.Глазыриной | «Основы безопасности детей дошкольного возраста» | |||
«Фитнес-Данс» Под.ред. Ж.Е.Фирилёвой, Е.Г.Сайкиной | Хореография для малышей, разработка А.Г.Гуслевой, О.Е.Петрашень | |||
Программа «Растим здорового ребенка» акцентирует и усиливает физкультурно-оздоровительную направленность психолого-педагогической работы с детьми, носит компилятивный характер.
Как видно из теоретического обзора(работы Алямовской В.Г., Левановой Е.А., Ковалько В.И. и др.), проблема сохранения и укрепления здоровья детей — это не кратковременная деятельность, а целенаправленная, систематическая спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок. При этом основным механизмом оптимизации деятельности педагогического коллектива является активизации методической работы по проектированию целенаправленной программы работы в области здоровьесбережения дошкольников в условиях ДОУ. Данная программа получила название «Растим здорового ребёнка» и представляет собой краткое изложение системы педагогических действий, направленных на разворачивание содержания и способов сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
Разработана программа«Художественная гимнастика», которая построена на доступных здоровым детям дошкольного возраста элементах гимнастики и направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста и рассчитана на три года обучения – от 4 до 7 лет. Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому воспитанию в дошкольном учреждении и состоит из пяти модулей:
1. Общая физическая подготовка «ОФП»
2. Специальная физическая подготовка «СФП»
3. Базовая предметная подготовка «Упражнения с предметами»
4. Хореографическая пластика и партерная гимнастика
5. Акробатика
Разработана программа по корригирующей гимнастике.В основу занятий заложена программа по лечебно-профилактическому танцу «ФИТНЕС-ДАНС» Ж.Е. Фирелёвой и Е.Г. Сайкиной, дополненная и переработанная с учетом потребностей детей и условий детского сада.
Основные задачи Фитнес-Данс для дошкольников: оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребёнка; осуществлять своевременную коррекцию имеющегося патологического и предпатологического состояния; формировать и закреплять навыки правильной осанки; повышать неспецифическую сопротивляемость организма.
Занятия лечебно-профилактическим танцем показаны всем без исключения детям с целью профилактики проблем в соматическом здоровье. Данные занятия широко востребованы.
Комплексы упражнений оздоровительных занятий, включают упражнения коррекционной гимнастики и самомассажа, направленные на укрепление опорно-двигательного аппарата, содействующие оздоровлению различных функций и систем организма, на формирование осанки, коррекцию дефектов позвоночника и стопы, а также упражнения дыхательной гимнастики, развивающие и укрепляющие мышцы, способствующие правильному дыханию.