06.06.2019
Продуктивность и результативность деятельности по физическому развитию в МБДОУ № 63
Педагогический мониторинг. В физическом воспитании дошкольников тестирование помогает решению ряда сложных педагогических задач, например, таких, как выявление уровней развития двигательных качеств, оценка уровня владения двигательными навыками, соответствие физического развития ребёнка возрастным нормам. На основе результатов тестирования выполняется сравнение подготовленности отдельных детей, детских групп; проводиться отбор детей для занятий тем или иным видом физических упражнений; осуществляется контроль физического развития; выявляется преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий; составляются планы индивидуальных и групповых занятий.
На базе МБДОУ № 63 года мониторинг «физической подготовленности»детей систематически проводится с 2004 года по настоящее время. Мониторинг физической подготовленности детей дошкольного возраста является основой диагностики, в который входит подготовка и проведение тестовых упражнений. В данном мониторинге принимают участие дети средней, старшей и подготовительной групп. Оцениваются такие физические качества как: быстрота (бег 30 м, сек), выносливость (бег 90 м для среднего и 300 м для старшего и подготовительного возрастов), сила (подъём туловища в сед, количество раз за 30 сек), прыгучесть (прыжок в длину с места, см), гибкость (наклон вперёд). Подсчёт результатов производится с помощью таблицы оценок физической подготовленности детей 4–7 лет в ДОУ для мальчиков и девочек соответственно. (Приложение 1) Тестирование с предварительной разминкой происходит в рамках физкультурного занятия. С 2018 года по результатам тестирования дети, имеющие уровни высокий и выше среднего успешно сдают Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО.
С 2011 года в МБДОУ № 63 помимо мониторинга «физической подготовленности» анализируется динамика физических возможностей детей дошкольного возраста по параметрам «физическое развитие» и «Уровень представления о здоровом образе жизни» в соответствии со следующими критериями. По параметру «физическое развитие»определяется группа здоровья для каждого ребенка на основе инструкции по комплексной оценке состояния здоровья детей. По параметру «Уровень представления о здоровом образе жизни»анализируется потребность и уровень развития у дошкольника представления о здоровом образе жизни, ценностного отношения детей к своему здоровью и здоровью человека.
«Физическое развитие» После анализа медицинской документации детей и обсуждения результатов обследования на медико-педагогическом совещании, для нуждающихся детей разрабатываются специальные оздоровительные программы, индивидуальные маршруты.
«Физическое развитие» статистика: по данным медицинских работников, из обследованных детей, на период 2018 года в сравнении с 2016 с третьей группой здоровья стало меньше на 4 ребёнка, а это 6,7 % , соответственно количество детей со второй группой здоровья в 2014 году возросло на 2 ребёнка 3,4 %. Количество детей, имеющих первую группу здоровья, возросло на 2 ребёнка – это 3,3 % , причём, в детский сад эти дети поступили со 2-ой группой здоровья. Одному ребёнку был снят диагноз плоскостопие, второму излишний вес.
Общий уровень физической подготовленности детей дошкольного возраста 4-7 лет МБДОУ № 63 за 2014-2018 г.г. (в %)
Год | Высокий уровень | Выше среднего | Средний | Ниже среднего | Низкий |
2014 | 12 | 19 | 39 | 20 | 10 |
2015 | 14 | 20 | 43 | 17 | 6 |
2016 | 17 | 25 | 38 | 15 | 5 |
2017 | 12 | 36 | 34 | 13 | 5 |
2018 | 20 | 33 | 34 | 10 | 3 |
Что касается физической подготовленности воспитанников МБДОУ № 63, становится ясно, что в процессе работы по программе видна положительная динамика развития данного показателя. С 2014 года высокий уровень физической подготовленности воспитанников вырос на 8% , уровень выше среднего - на 14,5 % , вместе это составило 22,5 %. Итого к 2014 году 53 % детей имеют высокий и выше среднего уровни физической подготовленности, это свидетельствует о том, что занятия по физической культуре в МБДОУ проводятся в системе дошкольного образования и имеют стабильную и положительную динамику развития. Уровни низкий и ниже среднего имеют всего 13 % детей, а это на 17% ниже показателей 2014 года. Улучшение данных показателей можно связать с улучшением показателей физического развития, которые, как уже рассматривалось раньше, также дали положительную динамику. Здесь видна прямая связь физического развития и физической подготовленности ребёнка.
Низкий и ниже среднего уровни физической подготовленности имеют 13 % детей, сюда попали дети с третьей группой здоровья, что опять говорит о том, что физическое развитие напрямую влияет на физическую подготовленность ребёнка.
Также по результатам диагностики видно, что на момент тестирования в 2014 году преобладал средний уровень физической подготовленности – 39,5%, в 2018 году преобладают уровни высокий и выше среднего 53%, средний уровень показывают всего 34% воспитанников, с учётом того, что низкий уровень снизился на 17%. Результаты мальчиков и девочек по результатам тестирования 2018 года, как и 2018 году практически одинаковы. Также, впервые, в мае 2018 года 10 детей (5 мальчиков и 5 девочек) успешно прошли сдачу ВФСК ГТО.
Результаты Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» - 2018
Мальчики | Девочки | ||||
Золото | Серебро | Бронза | Золото | Серебро | Золото |
2 | 3 |
| 2 | 3 |
|
Проведенная работа по параметру «формирование представлений
о здоровом образе жизни» была направлена на воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, на обучение детей практическим навыкам при помощи физкультурных упражнений, подвижных игр, специальных занятий, помощи своему здоровью, умению сохранять бодрость, воспитание полезных привычек и формирование негативного отношения к вредным привычкам. На основе проведенных занятий, у дошкольников развивались ответственность, самостоятельность, наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочивались впечатления, которые они получали при взаимодействии с внешним миром, расширился словарный запас, формировались навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.
Чтобы проверить эффективность проведенной работы по данному параметру, было подведено тестирование по системе Дергунской (Приложение 2,3), полученные результаты обобщены в Таблице
Таблица
Результаты изучения представлений детей среднего и старшего возрастов
о здоровом образе жизни за 2015-2018г.г.
Год | высокий | выше среднего | средний | ниже среднего | низкий | |||||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | чел. | % | чел. | % | |
2015 | 13 | 22 | 0 | 0 | 30 | 50 | 0 | 0 | 17 | 28 |
2016 | 13 | 21 | 15 | 25 | 16 | 27 | 15 | 25 | 1 | 2 |
2017 | 11 | 18 | 15 | 15 | 24 | 40 | 10 | 17 | 0 | 0 |
2018 | 15 | 25 | 22 | 22 | 18 | 30 | 5 | 8 | 0 | 0 |
Результаты диагностики 2018 года показывают, что высокого и выше среднего уровней сформированности представлений о здоровом образе достигли всего 37 детей (62%), а это на 40 % выше, чем в 2015 году, средний уровень на момент заключительного тестирования показали 18 детей или 30% , что на 20 % ниже предыдущих исследований, уровень ниже среднего присутствует у 5-ти детей (8%) – это именно те дети, которые имели низкий уровень представления о здоровом образе жизни, на момент заключительного тестирования таких детей не стало, хотя в 2015 году было выявлено 17 воспитанников с низким уровнем представлений о здоровом образе жизни. Здесь можно говорить о высокой результативности проделанной работы, т.к. преобладают показатели с высоким и выше средним уровнями сформированности представлений о здоровом образе жизни.
Полученные результаты диагностики показали, что в образовательном процессе ДОУ работа по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей и их родителей организована на достаточно высоком уровне.
Таким образом, полученные данные, свидетельствуют об эффективности реализации в МБДОУ № 63 программы по физической культуре с учетом проблем в физическом развитии, физической подготовленности детей дошкольного возраста и недостатков в процессе формирования у них представлений о здоровом образе жизни.
Результаты и достижения детей МБДОУ № 63.
Массовая физическая культура детей реализуется как в совместной со взрослыми, так и в самостоятельной детской деятельности в образовательном пространстве ДОУ, так и в образовательном пространстве города и района, где дети показывают значительные достижения. Выступая на соревнованиях, дети ДОУ № 63 ежегодно занимают призовые места, являются дипломантами фестивалей.
Результаты участия детей МБДОУ № 63 в соревнованиях с 2012 года по н/время
Год | Возраст детей | Мероприятие | Место |
2012 | Старший дошкольный возраст | Городской фестиваль «Здоровья» - 2 этап, посвящённый году Российской истории «Русь богатырская» | Первое (Администрация Октябрьского района города Екатеринбурга отдел по физической культуре и спорту Диплом заI место) |
2013 | Старший дошкольный возраст | Городской фестиваль «Здоровья» - 2 этап, посвящённый Олимпийским играм в Сочи | Первое (Администрация Октябрьского района города Екатеринбурга отдел по физической культуре и спорту Диплом заI место) |
2013 | МБДОУ № 63 | Городской фестиваль «Здоровье» - 3 этап | Третье(Администрация города Екатеринбурга отдел образования Диплом заIII место) |
2014 | Старший дошкольный возраст | Городской фестиваль «Здоровья» - 2 этап, посвящённый победе Российской команды на Олимпийских играх в Сочи | Первое (Администрация Октябрьского района города Екатеринбурга отдел по физической культуре и спорту Диплом заI место) |
2015 | Старший дошкольный возраст | Городской фестиваль «Здоровья» - 2 этап, посвящённый 70-летию Великой Победы | Первое (Администрация Октябрьского района города Екатеринбурга отдел по физической культуре и спорту Диплом заI место) |
2015 | МБДОУ № 63 | Городской фестиваль «Здоровье» - 3 этап | Второе(Администрация города Екатеринбурга отдел образования Диплом заII место) |
2016 | Старший дошкольный возраст | Городской фестиваль «Здоровья» - 2 этап,посвящённый 55-летию первого полёта человека в Космос | Второе (Администрация Октябрьского района города Екатеринбурга отдел по физической культуре и спорту Диплом заII место) |
2017 | Старший дошкольный возраст | Городской фестиваль «Здоровья» - 2 этап, посвящённый году экологии. | Второе (Администрация Октябрьского района города Екатеринбурга отдел по физической культуре и спорту Диплом заII место) |
2018 | Старший дошкольный возраст | Городской фестиваль «Здоровья» - 2 этап, посвящённый 295 – летию города Екатеринбурга | Первое (Администрация Октябрьского района города Екатеринбурга отдел по физической культуре и спорту Диплом заI место) |
2019 | Старший дошкольный возраст | Городской фестиваль «Здоровья» - 2 этап, посвящённый году театра | Второе (Администрация Октябрьского района города Екатеринбурга отдел по физической культуре и спорту Диплом заII место) |
Одарённые дети. Также в процессе мониторинга физической подготовленности на протяжении нескольких лет выявляются одаренные дети в освоении физической культурой и спорта. Обеспечение таких детей индивидуальным подходом, специально разработанной программой педагогического сопровождения, плотное взаимодействие с родителями показывает, что около 90% таких детей продолжают заниматься в спортивных секциях и школах, давая стойкую положительную динамику в физическом развитии и значительные спортивные достижения. Анализ опросов родителей детей, одаренных в физической сфере, показывает следующее. Родители отмечают, что инструктор по физической культуре ДОУ:
– своевременно выявляет задатки и прогнозирует развитие физических способностей детей;
– квалифицированно подбирает индивидуальную программу физического развития детей в соответствии с их физиологическими и психологическими особенностями, с учетом социального фактора;
– хорошо осведомлен о возможностях инфраструктуры города в сфере физической культуры и спорта, что обеспечивает преемственность и стабильность спортивных занятий в дошкольном и младшем школьном возрасте;
– проводит спортивные занятия с детьми, на которых не только отрабатывает навыки и умения детей, но и много внимания уделяет мотивации к физическому развитию и регулярным занятиям физкультурой и спортом.
Обобщение сведений о достижениях выпускников ДОУ
за период с 2014 г. по 2018 г. (чел.)
Разряд | Взрослый | Юношеский | Желтый пояс | Всего | ||||
первый | второй | третий | первый | второй | третий | |||
Кол-во детей | 1 | 2 | 4 | 1 | 5 | 7 | 2 | 23 |
Таким образом, представленные результаты работы свидетельствуют об эффективности педагогического опыта, его направленности на своевременное и качественное решение задач физического развития детей дошкольного возраста.
Приложение 1
«Общероссийская система мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи».
Таблица оценок физической подготовленности детей 4—7 лет в ДОУ мальчики
Возраст, лет, месяцев | Уровень физической подготовленности | ||||||
| высокий, 100% и выше | выше, среднего 85-99 % | средний, 70-84 % | ниже среднего, 51-69 % | низкий, 50% и ниже | ||
| 5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл | ||
Тест 1. Бег на 30 м, сек | |||||||
4,0-4,5 | 8,1 и ниже | 8,2-8,6 | 8,7-9,2 | 9,3-9,9 | 10,0 и выше | ||
4,6-4,11 | 7,6 и ниже | 7,7-8,1 | 8,2-8,7 | 8,8-9,5 | 9,6и выше |
5,0-5,5 | 6,9 и ниже | 7,0-7,5 | 7,6-8,1 | 8,2-8,9 | 9,0 и выше |
5,6-5,11 | 6,7 и ниже | 6,8-7,3 | 7,4-7,9 | 8,0-8,7 | 8,8 и выше |
6,0-6,5 | 6,4 и ниже | 6,5-6,9 | 7,0-7,5 | 7,6-8,3 | 8,4 и выше |
6,6-6,11 | 6,1 и ниже | 6,2-6,7 | 6,8-7,3 | 7,4-8,0 | 8,1 и выше |
7,0-7,5 | 5,6 и ниже | 5,7-6,1 | 6,2-6,7 | 6,8-7,4 | 7,5 и выше |
7,6-7,11 | 5,5 и ниже | 5,6-6,0 | 6,1-6,6 | 6,7-7,3 | 7,4 и выше |
Тест 2. Бег на 90 м ,сек | |||||
4,0-4,5 | 28,8 и ниже | 28,9-31,9 | 32,0-35,0 | 35,1-39,2 | 39,3 и выше |
4,6-4,11 | 28,4 и ниже | 28,5-31,5 | 31,6-34,6 | 34,7-38,8 | 38,9 и выше |
Тест 2. Бег на 300 м ,сек | |||||
5,0-5,5 | 86 и ниже | 87-102 | 103-119 | 120-140 | 141 и выше |
5,6-5,11 | 81 и ниже | 82-97 | 98-112 | 113-134 | 135и выше |
6,0-6,5 | 76 и ниже | 77-92 | 93-108 | 109-129 | 130 и выше |
6,6-6,11 | 72 и ниже | 73-88 | 89-103 | 104-125 | 126 и выше |
7,0-7,5 | 68 и ниже | 69-84 | 85-100 | 101-121 | 122 и выше |
7,6-7,11 | 63и ниже | 64-79 | 80-94 | 95-116 | 117 и выше |
Тест 3. Подъем туловища в сед (раз за 30 сек) | |||||
4,0-4,5 | 12 и выше | 11 | 9-10 | 6-8 | 5 и ниже |
4,6-4,11 | 13 и выше | 11-12 | 9-10 | 6-8 | 5 и ниже |
5,0-5,5 | 13 и выше | 12 | 10-11 | 7-9 | 6 и ниже |
5,6-5,11 | 14 и выше | 12-13 | 10-11 | 7-9 | 6 и ниже |
6,0-6,5 | 15 и выше | 13-14 | 11-12 | 8-10 | 7 и ниже |
6,6-6,11 | 15 и выше | 14 | 12-13 | 9-11 | 8 и ниже |
7,0-7,5 | 16 и выше | 14-15 | 12-13 | 9-11 | 8 и ниже |
7,6-7,11 | 17 и выше | 16 | 10-13 | 9 и ниже | |
Тест 4. Прыжок в длину с места, см | |||||
4,0-4,5 | 85 и выше | 74-84 | 63-73 | 49-62 | 48 и ниже |
4,6-4,11 | 95 и выше | 84-94 | 73-83 | 59-72 | 58 и ниже |
5,0-5,5 | 105 и выше | 94-104 | 83-93 | 69-82 | 68 и ниже |
5,6-5,11 | 115и выше | 102-114 | 89-101 | 73-88 | 72 и ниже |
6,0-6,5 | 122и выше | 109-121 | 96-108 | 80-95 | 79 и ниже |
6,6-6,11 | 128и выше | 115-127 | 102-114 | 86-101 | 85 и ниже |
7,0-7,5 | 130и выше | 117-129 | 104-116 | 88-103 | 87 и ниже |
7,6-7,11 | 140и выше | 127-139 | 114-126 | 98-113 | 97 и ниже |
«Общероссийская система мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»
Таблица оценок физической подготовленности детей 4-7 лет в ДОУ, девочки
Возраст, лет, месяцев | Уровень физической подготовленности | ||||
| высокий, 100% и выше | выше, среднего 85-99 % | средний, 70-84 % | ниже среднего, 51-69 % | низкий, 50% и ниже |
| 5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл |
Тест 1. Бег на 30 м, сек | |||||
4,0-4,5 | 8,3 и ниже | 8,4-8,8 | 8,9-9,4 | 9,5-10,1 | 10,2 и выше |
4,6-4,11 | 7,9 и ниже | 8,0-8,4 | 8,5-9,0 | 9,1-9,8 | 9,9и выше |
5,0-5,5 | 7,2 и ниже | 7,3-7,8 | 7,9-8,4 | 8,5-9,2 | 9,3 и выше |
5,6-5,11 | 7,1 и ниже | 7,2-7,6 | 7,7-8,2 | 8,3-9,0 | 9,1 и выше |
6,0-6,5 | 6,8 и ниже | 6,9-7,3 | 7,4-7,9 | 8,0-8,7 | 8,8 и выше |
6,6-6,11 | 6,5 и ниже | 6,6-7,0 | 7,1-7,5 | 7,6-8,3 | 8,4 и выше |
7,0-7,5 | 6,0 и ниже | 6,1-6,5 | 6,6-7,0 | 7,1-7,7 | 7,8 и выше |
7,6-7,11 | 5,8 и ниже | 5,9-6,3 | 6,4-6,7 | 6,8-7,5 | 7,6 и выше |
Тест 2. Бег на 90 м ,сек | |||||
4,0-4,5 | 29,0и ниже | 29,1-32,1 | 32,2-35,2 | 35,3-39,4 | 39,5 и выше |
Возраст | 5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл |
4,6-4,11 | 28,7 и ниже | 28,8-31,8 | 31,9-34,9 | 35,0-39,1 | 39,2 и выше |
Тест 2. Бег на 300 м, сек | |||||
5,0-5,5 | 86 и ниже | 87-102 | 103-119 | 120-140 | 141 и выше |
5,6-5,11 | 81 и ниже | 82-97 | 98-112 | 113-134 | 135 и выше |
6,0-6,5 | 78 и ниже | 79-94 | 95-110 | 111-132 | 133 и выше |
6,6-6,11 | 74 и ниже | 75-90 | 91-105 | 106-127 | 128 и выше |
7,0-7,5 | 70 и ниже | 71-86 | 87-102 | 103-124 | 125 и выше |
7,6-7,11 | 65 и ниже | 66-81 | 82-96 | 97-118 | 119 и выше |
Тест 3. Подъем туловища в сед, раз за 30 сек | |||||
4,0-4,5 | 11 и выше | 9-10 | 7-8 | 4-6 | 3 и ниже |
4,6-4,11 | 12 и выше | 10-11 | 8-9 | 5-7 | 4 и ниже |
5,0-5,5 | 12 и выше | 11 | 9-10 | 6-8 | 5 и ниже |
5,6-5,11 | 13 и выше | 11-12 | 9-10 | 6-8 | 5 и ниже |
6,0-6,5 | 13 и выше | 12 | 10-11 | 7-9 | 6 и ниже |
6,6-6,11 | 14 и выше | 12-13 | 10-11 | 7-9 | 6 и ниже |
7,0-7,5 | 15 и выше | 13-14 | 11-12 | 8-10 | 7 и ниже |
7,6-7,11 | 15 и выше | 14 | 12-13 | 9-11 | 8 и ниже |
Тест 4. Прыжок в длину с места, см | |||||
4,0-4,5 | 80 и выше | 68-79 | 56-67 | 42-55 | 41 и ниже |
4,6-4,11 | 90 и выше | 78-89 | 66-77 | 49-65 | 48 и ниже |
5,0-5,5 | 95 и выше | 84-94 | 73-83 | 56-72 | 55 и ниже |
5,6-5,11 | 105 и выше | 94-104 | 83-93 | 69-82 | 68 и ниже |
6,0-6,5 | 110 и выше | 99-109 | 88-98 | 74-87 | 73 и ниже |
6,6-6,11 | 120 и выше | 109-119 | 98-108 | 84-97 | 83 и ниже |
7,0-7,5 | 123 и выше | 111-122 | 99-110 | 85-98 | 84 и ниже |
7,6-7,11 | 127 и выше | 115-126 | 103-114 | 88-102 | 87 и ниже |
Диагностика представления о здоровом образе жизни детей среднего дошкольного возраста.
Отношение ребёнка __________________________ (лет, месс.)________
К здоровью и ЗОЖ (по материалам наблюдения)
Критерии | Уровень | ||||
Высокий | Выше среднего | Средний | Ниже среднего | Низкий | |
Устойчивость интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения |
|
|
|
|
|
Самостоятельность проявления здоровьесберегающей компетентности в разных видах детской деятельности и поведении |
|
|
|
|
|
Удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры, процессов самообслуживания, удовлетворённость результатами индивидуальных и совместных действий |
|
|
|
|
|
Радость и доброжелательность в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни |
|
|
|
|
|
Осознание себя, своих желаний и потребностей, стремление к самооценке |
|
|
|
|
|
Направленность на выполнение элементарных трудовых процессов, полезный для здоровья результат |
|
|
|
|
|
Приложение 3
Диагностика представления о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста.
Отношение ребёнка __________________________ (лет, месс.)________
К здоровью и ЗОЖ (по материалам наблюдения)
Критерии | Уровень | ||||
Высокий | Выше среднего | Средний | Ниже среднего | Низкий | |
Устойчивость и направленность любых действий и деятельности дошкольника на ценность здоровья и человеческой жизни |
|
|
|
|
|
Бережное, уважительное и заботливое отношение к близким людям, своим родственникам, сверстникам и взрослым, предметному миру |
|
|
|
|
|
Мотивация к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей, сверстников и взрослых, общества в целом |
|
|
|
|
|
Свободное оперирование своими возможностями и верой в собственные силы в решении здоровьесберегающих задач |
|
|
|
|
|
Осознание и принятие нравственных эталонов жизнедеятельности (гуманности, доброты, заботы, понимания, уважения, честности, справедливости, трудолюбия и др.) |
|
|
|
|
|
Осознание себя субъектом здоровья и здоровой жизни |
|
|
|
|
|